Зашитые книги средневековья
Средневековые мастера превратили исправление дефектов в настоящее искусство
Задолго до появления бумаги листы книг делали из пергамента — тонкой телячьей или овечьей кожи. Кожа животных пришла на смену папирусу (стандарт до V века), а ей бросит вызов бумага, которая боролась за господство в более поздний средневековый период. Однако пергамент был упругим, и его использовали даже ранние печатники, включая самого Гутенберга, что доказывает, что использование шкуры животных не исчезло в средневековой рукописи.
Кожу домашних животных сначала тщательно промывали, удаляя налет грязи и кровь, затем на протяжении нескольких дней вымачивали в щелочном растворе, что помогало удалить волосяной покров. Сушили вымоченную кожу натянутой на специальную деревянную раму. Когда и этот процесс был завершен, кожу обрабатывали острым ножом, удаляя подкожный слой клетчатки, добиваясь минимальной толщины будущего листа.
Если во время этого процесса лунеллум (специальный круглый нож) соскальзывал, на будущем пергаменте могли появиться удлиненные трещины или даже отверстия.
Подобные дыры в средневековых книгах встречаются довольно часто (и, видимо, не особенно беспокоили читателей). Многие писцы разделяли это мнение, потому что обычно они просто писали вокруг дыры. В результате читатель мог неожиданно заглянуть на следующую страницу, откуда на него смотрел, например, дракон.
Сохранить пергамент полностью целым удавалось не всегда. Тогда на помощь приходили мастера и мастерицы, которые сшивали кожу, превращая «шрамы» в настоящие произведения искусства. Яркие цвета, аккуратные стежки, художественное оформление — вся работа выполнялась кропотливо и скрупулезно.
Образец зашитой шелковыми нитями страницы старинной книги.
Упсала, университетская библиотека, MS C 371 (XIV век)
Лейден, Universiteitsbibliotheek, BPL 25 (IX век)
Разрывы пергамента иногда просто сшивали вместе. Смотрите, длинный извивающийся по странице разрыв писец просто зашил, как пациента на операционном столе. В некоторых монастырских общинах это, должно быть, было обычной практикой, учитывая, что они отремонтировали множество книг с такой «вышивкой». Так практика превратила дефект в искусство.