Бумага на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Путешествие на восток

Искусством изготовления бумаги овладели и другие соседи Китая: Вьетнам, Камбоджа. В китайских хрониках упоминается, что ко двору императора в III веке доставляли в качестве дани бумагу из Индокитая, изготовленную из местных материалов. Арабские купцы завезли новый материал в Индию.
Ручное производство бумаги индийцы сохранили до наших дней как одно из народных ремесел. В 1938 году близ города Джайпур вручную, без химикатов делал бумагу Махатма Ганди. В Непале из коры волчеягодника по старинной технологии таким способом получают бумагу под названием «локта».

Вплоть до XX века в отдаленных провинциях Ирана и Афганистана ремесленники изготавливали бумагу в присутствии покупателей. Опираясь на мнение арабского историка XIV века Абд аль Малика аль-Талиби, его коллеги считали, что арабы познакомились с бумагой при драматических обстоятельствах.

В середине VIII века в Туркестане поссорились два влиятельных хана. Один из них обратился за военной помощью к китайскому императору. Такой шаг очень не понравился арабскому халифу. Тот послал свою армию против обоих спорщиков.
Битва состоялась в 751 году на реке Талас (приток Аму-Дарьи) близ Самарканда. Арабы вышли из сражения победителями. Среди пленных оказались китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шелковицы, льна. За освобождение они расплатились национальной тайной. Традиционного сырья в восточном городе не нашлось, волокно научились извлекать из бывших в употреблении тканей. Таким образом, можно полагать, что древесная бумага изобретена в Китае, а тряпичная — арабами при помощи пленных ремесленников.

Современные исследователи уверяют, что арабские купцы торговали с Китаем и знали о бумаге раньше. Возможно, предприимчивые торговцы мирным путем пригласили ее изготовителей в Багдад, где те перестали бояться суровых китайских законов. Письма согдийских купцов V—VI вв.еков, обнаруженные в начале прошлого века экспедицией А. Стейна в сторожевой башне Лулана, написаны на бумаге. Адресованы они получателю в Самарканде.
В VIII веке из Средней Азии секрет попал в Месопотамию, Сирию, Северную Африку. Арабы подметили, что растирать бумажную массу практичней, чем толочь, и заменили пест в ступе массивным каменным жерновом, а ручной труд — мускульной силой домашних животных. Позднее эту роль выполняла энергия воды.

Способ переняли во всех странах, где появились бумажные мастерские. Благодаря основе процесса — размолу — их назвали бумажными мельницами. Первое такое сооружение в 794 году построил в Багдаде Джафар ибн Яхья — визирь узаконившего употребление бумаги в Арабском халифате халифа Харуна ар-Рашида (776−809).

Написанное на бумаге нельзя соскоблить как знаки с пергамента, поэтому истинность документов не подлежит сомнению, — так считал визирь, ведавший государственной канцелярией. Вскоре мельничные жернова пришли в движение в Багдаде, Дамаске, Триполи. Бумажные мастерские возникли в Йемене и Марокко. В городе Фес насчитывалось 400 мельниц.

Крупным поставщиком бумаги в X—XI вв.еках стала родина папируса Египет, где вырабатывали тончайшие листы для голубиной почты. Арабские халифы создали огромные библиотеки бумажных книг — высшей формы красоты в исламском искусстве. В испанском городе Кордова халиф Абдар-Рахман собрал свыше 400 тысяч рукописей.

Бумага позволила записать священные предания мусульман. Она стимулировала арабскую словесность — от переводов античных классиков и индийских трактатов до поваренных книг. В IX веке на бумаге был записан сборник знаменитых восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

В бумагу заворачивали фрукты и пряности. Первое упоминание о таком ее использовании относится к 1047 году. Арабская «Книга путешествий» говорит о базаре в Каире, где «все бакалейщики, москательщики и торговцы мелким товаром, когда продают что-нибудь, сами дают упаковку — стекло, или фаянсовый горшок, или бумагу, так что покупателю не нужно брать с собой ничего для упаковки».

Пять веков арабы сохраняли за собой монопольное право изготовления бумаги из тряпья и хлопка. В то время как далеко не все в Европе, где подавляющее большинство населения не знало грамоты, имели представление об этом материале.