Бумага в Средневековой Европе

Покорение Европы

Удивительно, но европейцы оказались последними из тех, кто научился производить бумагу. На европейский континент она пришла через Византию — по Великому шелковому пути. Пергамент долго не уступал место импорту — своего бумажного производства в Восточной Римской империи не было. С X—XI вв.еков византийцы доверяли бумаге частную и деловую переписку, затем стали изготавливать бумажные книги.
Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию.

По легенде один из крестоносцев — предок изобретателей воздушного шара братьев Монгольфье, попав в плен, работал на бумажной фабрике Дамаска. По возвращении на родину он попытался наладить подобное производство.
В Северной Италии бытует легенда о том, что некий молодой монах в гневе пережевал свою рубаху и выплюнул содержимое на каменную печь. Утром он обнаружил, что приклеенная к гладкой кафельной поверхности ровная масса напоминает пергамент. Так якобы родилась европейская бумага. Разные народы постепенно вносили в процесс ее выделки свои «ингредиенты».

Красивые фантазии не отменяют реальности. Пионерами производства бумаги из хлопка, очесов, ветхого белья, старых канатов и парусов по примеру завоевателей-мавров явились испанцы. В 1150 году в испанском городе Касатива выросла бумажная мельница. Высоким качеством продукции славились провинции Валенсия и Толедо. С XIII века бумагу из Испании экспортировали на север Франции, в Англию и Скандинавию.
Итальянцы наладили выпуск бумаги в городе Монферрато, а в 1154 году — в Фабриано, усовершенствовав процесс. Для превращения волокнистого сырья в кашицу они применили толчеи — толстые бревна с выдолбленными углублениями, каменные корыта и вместительные чаны.

Разваренное тряпье толкли окованными железом пестами, приводя их в движение водяными мельницами. В Италии практиковали проклейку бумаги для прочности животным клеем. Часть готовой бумаги шла отсюда на юг Франции, в Германию и Польшу.
Так, через равные промежутки времени от 50 до 100 лет новый материал для письма завоевал страны Европы. В начале XIV века его начали изготавливать в Венгрии, в 1348 году — во Франции (первая бумажная мельница в окрестностях города Труа), в 1390-м — в Германии (Нюрнберг), в 1494-м — в Англии (Стивенедж, графство Хартфордшир), в 1493 году — в Польше, в 1499 году — в Чехии, в 1565 году — в России.
В 60-х годах XIV века бумажное производство основано в Норвегии, Дании и Швеции (в окрестностях Хельсингборга) и Голландии (две мельницы в городе Дордрехт). Именно голландцы, освободившиеся в результате Нидерландской революции XVII века от феодального режима и обладавшие развитыми мануфактурами, вели наиболее интенсивные работы по усовершенствованию производства бумаги и повышению ее качества.

Возникали на пути бумаги и препятствия.

В 1231 году недоверие «ненадежному» материалу выразил император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен. Он запретил пользоваться ею для нотариальных и судебных документов. Несколько веков судьи и нотариусы предпочитали пергамент. Со временем бумага «пробила» стены государственных учреждений. Все больше ее требовали монастыри, библиотеки, учебные заведения, купечество — для счетов, расписок и конторских книг. Из-за дороговизны бумаги ученые тех лет строили свои бумажные мастерские. Тряпье для мельницы великого датского астронома Тихо Браге в Ураниенборге покупали по всей Дании.
Бумагу в Европе изготавливали не члены семьи или родственники, а наемные рабочие. Более сложные, чем в древнем Китае и на арабском Востоке, приспособления требовали меньших затрат труда.

Когда выходец из немецкой аристократической семьи Иоганн Гутенберг (1399−1468) изобрел книгопечатание, спрос на бумагу в Европе начал расти. Цеховая выделка постепенно переросла в мануфактурное производство.

Средневековые бумажники учились ремеслу годами и ставили себя выше других ремесленников. Их продукция помогала получать и хранить знания.

Английский поэт Томас Черчьярд сочинил поэму о производстве бумаги на крупнейшей британской мельнице немца Шпильмана, придворного ювелира королевы Елизаветы. Император Фридрих III, выдав в XVII веке бумажникам привилегию, отметил: «Эта артистическая работа, которую без всякого преувеличения следует считать искусством, одинаково выгодна и принадлежит всему миру». Не зря великий узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои сравнил бумагу с «крыльями, разносящими по миру мысли мудрецов».